Футбол давно вышел за границы обычного восприятия – это не просто спорт, где «22 мужика гоняют мяч». Так часто любят повторять люди, которым он попросту не интересен – на самом же деле игра пестрит красками, превратилась в успешный коммерческий проект и сформировала целую культуру с собственными правилами и традициями. Желание обычных болельщиков быть ближе к своим кумирам принесло плоды – на сегодняшний день футбол в силу доступности стал достоянием общества. А значит, предстает в различных ипостасях – а вы думали, только культивируется внутри фанатских движений и группировок? Нет, поскольку к нему может приложить руку буквально каждый. Все дело в мемах.
В эпоху интернета мемы и фотожабы невероятно популярны – они помогают не просто поднять настроение, но и высказаться, правда, под вот таким специфическим «соусом». Те, кто думают, что это явление новое и «молодежное» – очень ошибаются. «Здесь был Килрой» обрел массовость после завершения Второй мировой войны, а «Фродо – жив» непосредственно связан с бумом, вызванным изданием трилогии «Властелин колец» в Америке 60-х годов. «Превед медвед», сотрясавший Рунет вначале 2000-х – еще одна вирусная картинка и цитата, так полюбившаяся жителям постсоветского пространства.
Возможность быстрого распространения, наличие хорошего чувства юмора, актуальность и повышенная заинтересованность сделали свое дело. Футболом восхищаются миллионы – не удивительно, что жизнь игроков и события, связанные с ними, переросли в нечто подобное.
Поклонники и авторы такого творчества стараются обращать внимание на малейшие детали – манеру поведения, высказывания и даже одежду. Арсен Венгер хоть и на вольных хлебах, но о его знаменитом пуховике сложно забыть – это уже вошло в привычку, когда камеры останавливались на французе, а тот никак не мог застегнуть «молнию» или что-то выискивал в карманах. «Puma» не могла не отреагировать, в итоге выпустив специальную куртку – нет, не для устранения каких-то там ошибок, а, в первую очередь, в целях раскрутки бренда.
Своей овечьей дубленкой известен мэтр комментаторского цеха Джон Мотсон – колоритный журналист запомнился необычным видом, да и выдавал «перлы», мгновенно подхваченные зрителями. Затяжные выкрики «Ох, Баллак!» и «Ван Перси!» до сих пор вызывают искреннюю улыбку – Мотти, так ласково прозванный фанатами, отжигал на славу. Как и его коллега Крис Камара, сделавший обычную аналитическую программу Soccer «Saturday» одним из самых рейтинговых шоу на канале «Sky Sports». Горе-полузащитник второсортных команд нашел себя на телевидении и, представ в комичном виде, взорвал масс-медиа.
СМИ обожают ярких персоналий с характером – немудрено, почему таблоиды «обсасывают» каждое слово, сказанное условным Жозе Моуринью, Юргеном Клоппом или Хосепом Гвардиолой. Стоило наставнику «Ливерпуля» назвать себя «Normal One» (так Клопп отреагировал на сравнение с «The Special One»), как в сети сразу появилась лимитированная продукция с соответствующей надписью. К слову, в России аналогичные штуки бывают крайне редкими, но относительно недавно удивил «Ростов» – думаем, все видели забавные футболки с рисунком ковра, который болельщики однажды принесли на трибуны.
Златан Ибрагимович, Эрик Кантона, Диего Марадона и Гари Линекер являются наиболее заметными и «фактурными» лицами. Суровость «Ибры» и «Короля Эрика», эпатажность Армандо, «отметившегося» на ЧМ-2018 и очутившегося в Беларуси, не единожды фигурировали в социальных сетях в виде смешных коллажей. И все заслуженно! Не отстают и Месси, Неймар, Криштиану Роналду со своей «стойкой», кусачий Луис Суарес и другие.
В странах СНГ также хватает притягательных, регулярно цитируемых личностей – Василий Уткин, Валерий Карпин, Виталий Кварцяный, Виктор Леоненко, Александр Бубнов, Игорь Гамула неоднократно вызывали смех и выступали в качестве «мемных генераторов». Среди игроков следует выделить Глушакова («Глушаков – это похороны»), Дзюбу с его «тренеришкой», Владимира Полуяхтова, Артема Милевского, Александра Алиева, Василия Кобина, Михаила Кополовца, призывавшего посещать церковь каждое воскресенье. Каждое! Милевского можно запросто назвать «интернациональным мемом» – он пришелся ко двору в Украине, над ним же подшучивали в Беларуси и России. Видеоролик «Миля крутит спинер» заставил надрывать животы от хохота, а исполнение нападающим песни группы «Ленинград» «В Питере – пить» вызвало бурное обсуждение в Instagram.
В общем, футбол не позволяет нам, простым фанатам скучать. Конечно, кто-то со скепсисом отнесется к такому проявлению культуры, но разве плохо, когда что-то поднимает настроение и делает нас лучше? Даже такой пустяк, как забавный рисунок с Мирчей Луческу, жалующимся на всех и на все.
Редакция рекомендует: